Официальный сайт

Православная местная религиозная организация Приход храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Официальный сайт

Православная местная религиозная организация Приход храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской Епархии РусскойПравославной Церкви (Московский Патриархат)

Храм преподобного Серафима Саровского в Санкт-Петербурге

История храма

История Серафимовского храма

Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище ныне – один из самых известных и почитаемых храмов Санкт-Петербурга.

Основание Серафимовского кладбища и храма

Создание Серафимовского храма связано с основанием нового некрополя на северо-западной окраине северной столицы в районе «Старая Деревня», где единственным приходским храмом долгое время была Благовещенская церковь. Построена она была владельцем этих земель канцлером А.П. Бестужевым-Рюминым в середине XVIII-го века, во время царствования Елизаветы Петровны, для своих крестьян, положившим начало возведения поселениям Старая и Новая Деревни, а также деревни Коломяги. В то время это была далекая окраина Петербурга.

К 30-м годам XIX-го века район превратился в один из модных дачных пригородов города. Здесь жили многие представители столичной аристократии, художники, литераторы, поэты. Эти места хорошо знал А.С. Пушкин – в 1833 и 1835 годах его семья летом снимала дачу близ Черной речки. Погост при Благовещенской церкви описан в стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу…». В начале XX-го века эта местность становится частью города. Благовещенская церковь уже не вмещала разросшийся приход, а Благовещенское кладбище к началу века стало тесным для новых захоронений.

В 1903-м году по ходатайству причта и местных жителей был выделен участок церковной земли под кладбище и деревянную церковь. 23 июня 1903 года Синод дал соответствующее разрешение, но приход воспользовался им не сразу. Только 2 января 1905-го строительная комиссия повторно обратилась к митрополиту  Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) с просьбой о постройке храма, оговорив его освящение во имя Серафима Саровского, который был прославлен незадолго до этого – 1 августа 1903 года. Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) называл Серафима Саровского «самым великим подвижником благочестия последних времен». Серафимовская церковь стала одним из первых храмов, посвященных любимому в народе святому.

Пока шло строительство церкви, кладбище уже начало действовать и преимущественно служить местом погребения бедноты. Первое захоронение произошло 28 мая 1905 года.

Весной 1905-го года было принято окончательное решение об устройстве деревянного трехпрестольного храма, приписанного к Благовещенской церкви, и начался сбор средств от прихожан и благотворителей. В качестве автора сооружения обычно указывался известный мастер русского стиля, епархиальный архитектор Николай Никитич Никонов (1849-1918). Однако проектные чертежи храма, соответствующие виду постройки, лишь завизированы им. Они подписаны архитектором Александром Федоровичем Барановским (1872-?), автором ряда доходных домов в городе (характер подписи совпадает с автографами на проектах возведенных им домов). Участие Н.Н. Никонова сводилось к помощи в составлении плана, возможно, он внес изменения в первоначальный проект: замена звонницы колокольней, пристройка к северной стене алтаря, устройство склепов    под церковью. Он вел наблюдение за строительством.

Закладку храма Крестным ходом из Благовещенской церкви 25 июля 1906-го года совершил причт храма во главе с благочинным, настоятелем Спасо-Сенновской церкви, протоиереем Н.А. Травинским. Строительство осуществлял крестьянин Псковской губернии П.В. Васильев. Уже к октябрю – за 87 дней, оно было завершено. 1 марта 1907 года протоиерей Николай Травинский освятил храм во имя преподобного Серафима Саровского. Сослужил ему протоиерей Павел Пашский, который официально был назначен первым настоятелем храма в 1912 года.

До 1923 года настоятелем храма Серафима Саровского был протоиерей Павел Пашский. В 1923 году, когда обновленцы захватили храм, протоиерей Павел покинул храм со словами: «В красной церкви православным делать нечего». В 1923 году настоятелем стал один из лидеров обновленческого движения — Иаков Журавский. В 1925 году его сменил Владимир Красницкий, также представлявший обновленчество. После смерти Владимира Красницкого в 1936 году настоятелем снова стал Иаков Журавский, который оставался им до своей смерти (в 1937 году был расстрелян).

В 1942 году храм был возвращен канонической церкви. Серафимовский храм — один из немногих храмов, которые никогда не закрывались. Единственным исключением стал период с января по апрель 1942 года, в это время здесь располагался склад-распределитель для покойников. С ноября 1941 года к храму начали тянуться похоронные процессии. Серафимовское кладбище стало вторым по количеству захоронений жителей Ленинграда и воинов после Пискаревского кладбища. Во время блокады службы в храме совершали священнослужители протоиерей Гавриил Васильев, протоиерей Михаил Смирнов, протоиерей Симеон Рождественский, протоиерей Николай Артемьев, протоиерей Коронат Владимиров, иеромонах Иоасаф (Скворцов), протоиерей Иоанн Александров. Утром, 27 января 1944 года, радость прорыва блокады собрала множество изнуренных голодом, но счастливых людей у Серафимовского храма. И, вдохновленные ею, они нашли в себе силы разобрать все перекрытия, раздолбить мерзлую землю и установить колокола на положенное место, которые в начале войны были убраны под спуд. В этот же день колокольный звон Серафимовской церкви соединился с благодарной молитвой ко Господу. Люди со слезами на глазах сменяли друг друга, и звон колоколов не умолкал многие сутки ни днем ни ночью.

В 1948 году настоятелем Серафимовского храма был назначен протоиерей Николай Ломакин. Во время Второй мировой войны он исполнял обязанности благочинного церквей Ленинградской области. В 1945-1946 годах Ломакин выступал свидетелем на Нюрнбергском процессе, входя в состав Ленинградской областной чрезвычайной комиссии по установлению злодеяний немецких захватчиков. В 1958 году он был удостоен звания почетного настоятеля.

С 1960 по 1970 годы настоятелем храма являлся протоиерей Алексей Верзин. После него, вплоть до 1972 года, служил протоиерей Михаил Гундяев, отец Святейшего Патриарха Кирилла. В период с 1972 по 1975 год настоятелем храма был протоиерей Михаил Нерода. Его сменил протоиерей Александр Анисимов, который возглавлял приход в течение недолгого времени.

С 1975 по 1981 год настоятелем храма был протоиерей Владимир Лютик, до этого служивший секретарем в Русской Духовной Миссии. С 1981 по 2007 год приход возглавлял протоиерей Василий Ермаков – один из самых известных и авторитетных священнослужителей конца XX – начала XXI века. После его кончины в 2007 году настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Коньков. С 31 декабря 2020 года настоятелем Серафимовского храма является протоиерей Аристарх Егошин.

Церковь расположена в глубине Серафимовского кладбища восточнее центральной аллеи, пересекающей кладбище с севера на юг. Западным фасадом с главным входом она обращена на Березовую аллею.

Церковь одноэтажная, рубленая, деревянная. Здание построено по традиционной для русского церковного зодчества трехчастной схеме. В плане она представляет три примыкающих друг к другу прямоугольника. Наиболее широкая западная часть включает притвор, над которым расположена колокольня, трапезную и боковые приделы; средняя часть – центральный четверик с боковыми притворами. Более узкая восточная часть состоит из апсиды и окружающих ее служебных помещений, в том числе ризницы. В объеме здания выделяются высокий четверик и колокольня, завершенные четырехгранными шатрами с луковыми главками на барабанах. Резное убранство фасадов – в русском стиле. Церковь преподобного Серафима Саровского – интересный     и редкий для Петербурга образец деревянной церковной архитектуры начала  XX-го века. При церкви располагалась часовня – покойницкая, и сторожка-контора. Напротив храма деревянная часовня усыпальница Синицыных постройки 1910-х годов.

Приделы трехпрестольного храма (правый во имя св. мученицы царицы Александры, небесной покровительницы императрицы Александры Федоровны ныне прославленной во лике святых; и левый – во имя Покрова Пресвятой Богородицы), отделены от основного храма с тем, чтобы можно было одновременно служить литургию и отпевать или совершать иные требы.

БЛАГОТВОРИТЕЛИ ХРАМА

Дубовые престолы – дар А.В. Балявина, большое Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, сбарельефами Воскресения Христова, Евангелистов и Рождества Христова – А.И. Секунова; напрестольный крест и малое Евангелие А.Д. Шершова. Запрестольный образ «Явление Спасителя иеродьякону Серафиму» (художник Аннушкин; утрачен) подарил купец Ф.М. Минаев, деревянный запрестольный крест и бронзовый семисвечник – Личный почетный гражданин, владелец завода типолитографических красок и лаков Авраамий Иванович Шадрин. Паникадило, дарохранительницу и богослужебные сосуды пожертвовал А.Д. Смирнов, бархатные хоругви – С.М. Буров. Храм украшает высокохудожественный иконостас в русском стиле, созданный на средства, выделенные купцом-кожевенником, потомственным почетным гражданином Александром Александровичем Николаевым «о здравии Александра, Наталии и чад их». 11 икон на цинке в иконостас «о здравии Михаила, Анны и чад их» (иконы не сохранились) пожертвовал Личный почетный гражданин, торговец Михаил Николаевич Колчин. Таблички, напоминающие о дарах А.А. Николаева и М.Н. Колчина, прикреплены к алтарной стороне иконостаса. Ряд святынь ныне сохраняется в алтаре. Евангелие в серебряном окладе весом 5 фунтов 32 золотника, было отпечатано в 1859-м году и через четыре года пожертвовано помещиками Михаилом Васильевичем и Елисаветой Васильевной Шишмаревыми. Серебряный литургический набор (две чаши, дискос, звездица, лжица) 1914 года посвящен памяти св. Иоанна Кронштадтского, о чем имеется надпись на чаше и дискосе. Запрестольный образ изображает Пресвятую Троицу. Икона 12 праздников искусно вырезана по кости. Среди нынешнего иконного убранства храма выделяется икона преподобного Серафима Саровского перед правым клиросом в художественном киоте с частицами мощей, мантии, «персти из гроба» и гроба преподобного, камня, на котором он молился тысячу дней (дар митрополита Антония /Мельникова/). Список с келейной иконы преподобного – образа Божией Матери «Умиление» – перед левым клиросом.

ИКОНЫ ХРАМА

Иконы Божией Матери Казанская и святителя Николая Чудотворца в резных киотах на клиросах – дар семьи Ивановых. Из Благовещенской церкви происходят образа в резных киотах на стенах в трапезной части храма: Божией

Матери Тихвинской, «Взыскание Погибших», «Знамение»; святителя Николая. Слева – икона Смоленской Божией Матери из Благовещенской церкви, в нынешнем виде соответствующая стилю второй половины 19-го века, но по преданию, написанная в 17-м веке и принесенная первыми строителями Петербурга из Смоленска. Позже молитва перед ней помогла избавлению от эпидемии холеры, в память о чем ежегодно совершался крестный ход с иконой в день ее празднования – 28 июля. Особенно ценно прижизненное изображение св. Серафима Саровского на южной стене, подаренное Д.С. Богачеву учеником преподобного и первым его жизнеописателем Иваном Тихоновым Толстошеевым (впоследствии игуменом Иоасафом, в схиме Серафимом). Две ктиторские иконы святых Иоанна Златоуста и Марии Египетской на южной стене принадлежат кисти художника Гребенникова (первая из них подписана). В этой же части – иконы Божией Матери Казанской и великомученика Пантелеймона. 

Икона святителя Николая на латунной доске (перед левым клиросом)посвящена памяти 163 русских воинов 36-го пехотного Орловского генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полка, павших при реке Сан 6-10 октября 1914 года. В их числе капитаны Фриц Фрицевич Крумин и Николай Николаевич Ильинский, 2 подпоручика, 22 унтер-офицера, 34 ефрейтора и 105 рядовых. На доске слова: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память». В Покровском приделе – иконы Спаса Вседержителя и Божией Матери: Леснинская, «Всех Скорбящих Радость», Смоленская; так же икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» и иконы святых: Иоанна Предтечи, святителя Николая, пророка Ионы. В Александринском приделе список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, принадлежавший Великому Князю Михаилу Александровичу (передан в 1960-е годы семьей митрополита Митрофана).

Так же в главном и боковых приделах сохранились двухъярусные бронзовые паникадила. В 1987 году живописные изображения событий из жития преподобного Серафима на наружном западном фасаде храма были заменены мозаичными. В начале девяностых к северу от храма построено кирпичное одноэтажное здания причта, где расположены трапезные и воскресная школа. В двухтысячном году на пожертвования прихожан был осуществлен капитальный ремонт под руководством настоятеля протоиерея Василия Ермакова. 

В процессе были подведены новые фундаменты, заменены полы, сгнившие венцы, стропильная система, кровля, а так-же купола и кресты. Мозаики так же заменили новыми изображениями преподобного (две иконы в боковых кокошниках и образ «Явление Божией Матери со святыми преподобному Серафиму» в центральной части).