Сегодня в первое воскресенье Петрова поста, второе воскресенье по Пятидесятнице Русская Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.
Первыми святыми, прославленными Русской Церковью, были сыновья князя Владимира – страстотерпцы Борис и Глеб, убиенные их братом, язычником Святополком. Всенародное почитание началось сразу после их мученической кончины.
Следующим святым, торжественно канонизированным Русской Церковью, стал преподобный Феодосий Киево-Печерский.
Но еще до церковного прославления святых Бориса, Глеба и Феодосия на Руси особо чтили святых первомучеников Российских Феодора варяга и сына его Иоанна, святую равноапостольную великую княгиню Ольгу и святого крестителя Руси – великого князя Владимира.
До середины XVI в. в силу разных причин не существовало отдельного празднования всех русских святых.
Канонизировано их было немного, поэтому Русская Церковь праздновала память своих святых вместе с Константинопольской Церковью, одной из митрополий которой она была до середины XV в.
При московском митрополите Макарии на соборах 1547 и 1549 гг. множество русских святых было прославлено и добавлено в церковный календарь, и тогда же было установлен отдельный праздник.
Но затем в результате реформ Патриарха Никона и других исторических перипетий праздник не получил распространения, а в Синодальный период был окончательно забыт.
И только в начале ХХ века было решено восстановить это празднование как символ духовного единства Руси в страшное время гонений и поругания святынь.
И в 1918 году на Поместном Соборе праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, был возрожден в календаре Русской Церкви.
Также был составлен и издан текст новой Службы, а со временем в честь Всех российских святых стали строить и освящать храмы.
Интересно, что святые, просиявшие в земле Российской, – не только русские.
В этот праздник Церковь вспоминает тех, чья святость в нашей стране была явлена, – или при жизни этих святых, или по молитвам им уже после их кончины.
Св. ап. Андрей Первозванный со времен создания Петром русского флота почитается его святым покровителем.
А св. вмч. Георгий Победоносец – святой покровитель Вооруженных сил и Сухопутных войск России – появился на знаменах русского воинства даже раньше, чем Андрей Первозванный, с cередины XI века.
Св. пророк Илия считается покровителем Воздушно-десантных войск и Воздушно-космических сил России.
Св. Димитрия Солунского же почитали на Руси небесным помощником в борьбе с Мамаем.
В список Всех святых, просиявших в земле Российской, входят и святые Кирилл и Мефодий, и святая просветительница Грузии Нина, и святые бессребреники и врачи-чудотворцы Косма и Дамиан Римские, и множество других святых, чуть более четырех тысяч имен.
Из проповеди отца Аристарха:
“Наши русские святые пребывают в Церкви славы, Церкви небесной, Церкви торжествующей и там молятся за нас с вами, а мы именно в этот день прославляем их подвиг и вспоминаем их служение Богу.
Господь открыл нам только небольшую часть их имен, а великое множество еще пока неизвестно для нас, но они так же ходатайствуют за нас с вами”.
Песнопения в честь русских святых могут исполняться в православных храмах не только во второе воскресенье после праздника Святой Троицы, но и в любой день, когда отмечается память русского святого.
На праздничной службе мы слышим: “Русь святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение”.
Текст: Елизавета Барашкова
