Официальный сайт

Православная местная религиозная организация Приход храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Официальный сайт

Православная местная религиозная организация Приход храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской Епархии РусскойПравославной Церкви (Московский Патриархат)

Храм преподобного Серафима Саровского в Санкт-Петербурге

История храма

Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, возле станции метро «Старая Деревня», ныне – один из самых известных и почитаемых храмов Санкт-Петербурга. Его создание связано с основанием нового некрополя на северо-западной окраине северной столицы, в районе «Старая Деревня», где единственным приходским храмом долгое время была Благовещенская церковь. Построенный владельцем этих земель канцлером А.П. Бестужевым-Рюминым в середине 18-го века, для своих крестьян, положившим начало возведения поселениям Старая и Новая Деревни. В то время это была далекая окраина Петербурга. К 30-м годам 19-го века район превратился в один из модных дачных пригородов города. Здесь жили многие представители столичной аристократии, художники, литераторы, поэты. Эти места хорошо знал А.С. Пушкин – в 1833 и 1835 годах его семья летом снимала дачу близ Черной речки. Погост при Благовещенской церкви описан в стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу…».

В начале 20-го века эта местность становится частью города. Благовещенская церковь уже не вмещаларазросшийся приход, а Благовещенское кладбище к началу века стало тесным для новых захоронений. В 1903-м году по ходатайству причта и местных жителей был выделен участок церковной земли под кладбище и деревянную церковь. 23 июня 1903 года Синод дал соответствующее разрешение, но приход воспользовался им не сразу.

Только 2 января 1905-го строительная комиссия повторно обратился к митрополиту Санкт-Петербуржскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) с просьбой о постройке храма, оговорив его освящение во имя Серафима Саровского, которого архиепископ(ом) Черниговский Филарет (Гумилевский) называл «самым великим подвижником благочестия последних времен». Серафимовская церковь стала одним из первых храмов, посвященных любимому в народе святому.

Пока шло строительство церкви, кладбище уже начало действовать и преимущественно служить местом погребения бедноты. Первое захоронение произошло 28 мая 1905 года. Еще менее привилегированным было Общественное (Крестьянское) кладбище по современной Дибуновской улице. В Великую Отечественную войну там хоронили персонал Комендантского аэродрома и жителей блокадного Ленинграда. Этот некрополь принял первые погребения в 1905 году. Здесь хоронили

 преимущественно крестьян, моряков и солдат. В годы Великой Отечественной войны в братских могилах были погребены погибшие защитники города на Неве и жертвы блокады. Над этими захоронениями установлен скульптурно-мемориальный комплекс с Вечным огнём. Кладбище было срыто в 1950-е годы при застройке Старой Деревни. Еще раньше, в 1940-х было уничтожено и Благовещенское кладбище при Благовещенской церкви, к тому времени уже закрытой. Сохранившееся Серафимовское кладбище является, таким образом, частью большого городского некрополя, ставшего жертвой кощунственного отношения безбожных властей к памяти почивших предков.

Весной 1905-го года было принято окончательное решение об устройстве деревянного трехпрестольного храма, приписанного к Благовещенской церкви, и начался сбор средств от прихожан и благотворителей. В качестве автора сооружения обычно(й) указывался Николай Никитич Никонов (1849-1918), известный мастер русского стиля, епархиальный архитектор. Однако проектные чертежи храма, соответствующие виду постройки, лишь завизированы им. Они подписаны архитектором Александром Федоровичем Барановским (1872-?), автором ряда доходных домов в городе (характер подписи совпадает с автографами на проектах возведенных им домов). Участие Н.Н. Никонова сводилось к помощи в составлении плана, возможно, он внес изменения в первоначальный проект: замена звонницы колокольней, пристройка к северной стене алтаря, устройство склепов под церковью. Он вел наблюдение за строительством.

Закладку храма 25 июля 1906-го года совершил благочинный настоятель Спасо-Сенновской церкви, протоиерей Н.А. Травинский. Строительство осуществлял крестьянин Псковской губернии П.В. Васильев. Уже к октябрю – за 87 дней, оно было завершено. 1 марта 1907 года о. Николай Травинский освятил храм. Церковь расположена в глубине Серафимовского кладбища, восточнее центральной аллеи, пересекающей кладбище с севера на юг. Западным фасадом, с главным входом, она обращена на Березовую аллею.

Церковь одноэтажная, рубленная, деревянная. Здание построено по традиционной для русского церковного зодчества трехчастной схеме. В плане она представляет три примыкающих друг к другу прямоугольника. Наиболее широкая западная часть включает притвор, над которым расположена колокольня, трапезную и боковые приделы; средняя часть – центральный четверик с боковыми притворами. Более узкая восточная часть состоит из апсиды и окружающих ее служебных помещений, в том числе ризницы. В объеме здания выделяются высокий четверик и колокольня, завершенные четырехгранными шатрами с луковыми главками на барабанах. Резное убранство фасадов – в русском стиле. Церковь преподобного Серафима Саровского – интересный и редкий для Петербурга образец деревянной церковной архитектуры начала 20-го века. При церкви располагалась часовня – покойницкая, и сторожка-контора. Напротив храма – деревянная часовня усыпальница Синицыных постройки 1910-х годов.

Приделы трехпрестольного храма (правый во имя св. мученицы царицы Александры, небесной покровительницы императрицы Александры Федоровны ныне прославленной во лике святых; и левый – во имя Покрова Пресвятой Богородицы), отделены от основного храма с тем, чтобы можно было одновременно служить литургию и отпевать или совершать иные требы.

БЛАГОТВОРИТЕЛИ ХРАМА

Дубовые престолы – дар А.В. Балявина, большое Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, сбарельефами Воскресения Христова, Евангелистов и Рождества Христова – А.И. Секунова; напрестольный крест и малое Евангелие А.Д. Шершова. Запрестольный образ «Явление Спасителя иеродьякону Серафиму» (художник Аннушкин; утрачен) подарил купец Ф.М. Минаев, деревянный запрестольный крест и бронзовый семисвечник – Личный почетный гражданин, владелец завода типолитографических красок и лаков Авраамий Иванович Шадрин. Паникадило, дарохранительницу и богослужебные сосуды пожертвовал А.Д. Смирнов, бархатные хоругви – С.М. Буров. Храм украшает высокохудожественный иконостас в русском стиле, созданный на средства, выделенные купцом-кожевенником, потомственным почетным гражданином Александром Александровичем Николаевым «о здравии Александра, Наталии и чад их». 11 икон на цинке в иконостас «о здравии Михаила, Анны и чад их» (иконы не сохранились) пожертвовал Личный почетный гражданин, торговец Михаил Николаевич Колчин. Таблички, напоминающие о дарах А.А. Николаева и М.Н. Колчина, прикреплены к алтарной стороне иконостаса. Ряд святынь ныне сохраняется в алтаре. Евангелие в серебряном окладе весом 5 фунтов 32 золотника, было отпечатано в 1859-м году и через четыре года пожертвовано помещиками Михаилом Васильевичем и Елисаветой Васильевной Шишмаревыми. Серебряный литургический набор (две чаши, дискос, звездица, лжица) 1914 года посвящен памяти св. Иоанна Кронштадтского, о чем имеется надпись на чаше и дискосе. Запрестольный образ изображает Пресвятую Троицу. Икона 12 праздников искусно вырезана по кости. Среди нынешнего иконного убранства храма выделяется икона преподобного Серафима Саровского перед правым клиросом в художественном киоте с частицами мощей, мантии, «персти из гроба» и гроба преподобного, камня, на котором он молился тысячу дней (дар митрополита Антония /Мельникова/). Список с келейной иконы преподобного – образа Божией Матери «Умиление» – перед левым клиросом.

ИСТОРИЯ

После революции до 15-го декабря 1923 года храм продолжал быть приписанным к Благовещенской церкви. Первыми настоятелями были священники Иаков Журавский и Павел Пашский, автор наиболее полного исторического описания Серафимовского кладбища. Затем до 2-го октября 1937 года церковь перешла к радикальной обновленческой группе «Живая Церковь», ее настоятелем был печально известный руководитель группы «прото-пресивтер» Владимир Красницкий. Отец Павел Пашский сказал перед уходом своим прихожанам, что в «красной» церкви им больше делать нечего. В с 9 на 10 августа 1925-го года, были похищены иконы главного иконостаса и запрестольный образ. К февралю 1927-го были написаны новые иконы на холсте, сохранившиеся и поныне. В октябре 1933-го со звонницы власти сняли все четыре колокола. После смерти в ноябре 1936-го Красницкого, настоятелем стал так же уклонившийся в живоцерковничество протоиерей Иаков Журавский, расстрелянный в 1937-м году. С октября этого же года храм принадлежал обновленческому течению. Так же в том году была закрыта Благовещенская церковь (возвращена Церкви в 1992-м году, но только в 1997-м возобновились богослужения, а восстановлено здание было в 2003-м). Серафимовский храм закрывался только в блокадную зиму 42-го: с 22 января до апреля. Райсоветом в нем был устроен «склад-распределитель приема покойников».28 апреля 42-го церковь была передана общине Патриаршей Церкви и возрождена. Когда пришла весть о снятии блокады, возвращенные колокола звонили двое суток.

ИКОНЫ ХРАМА

Иконы Божией Матери Казанская и святителя Николая Чудотворцав резных киотах на клиросах – дар семьи Ивановых. Из Благовещенской церкви происходят образа в резных киотах на стенах в трапезной части храма: Божией

Матери Тихвинской, «Взыскание Погибших», «Знамение»; святителя Николая. Слева – икона Смоленской Божией Матери из Благовещенской церкви, в нынешнем виде соответствующая стилю второй половины 19-го века, но по преданию, написанная в 17-м веке и принесенная первыми строителями Петербурга из Смоленска. Позже молитва перед ней помогла избавлению от эпидемии холеры, в память о чем ежегодно совершался крестный ход с иконой в день ее празднования – 28 июля. Особенно ценно прижизненное изображение св. Серафима Саровского на южной стене, подаренное Д.С. Богачеву учеником преподобного и первым его жизнеописателем Иваном Тихоновым Толстошеевым (впоследствии игуменом Иоасафом, в схиме Серафимом). Две ктиторские иконы святых Иоанна Златоуста и Марии Египетской на южной стене принадлежат кисти художника Гребенникова (первая из них подписана). В этой же части – иконы Божией Матери Казанской и великомученика Пантелеймона. 

 

Икона святителя Николая на латунной доске (перед левым клиросом)посвящена памяти 163 русских воинов 36-го пехотного Орловского генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полка, павших при реке Сан 6-10 октября 1914 года. В их числе капитаны Фриц Фрицевич Крумин и Николай Николаевич Ильинский, 2 подпоручика, 22 унтер-офицера, 34 ефрейтора и 105 рядовых. На доске слова: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память». В Покровском приделе – иконы Спаса Вседержителя и Божией Матери: Леснинская, «Всех Скорбящих Радость», Смоленская; так же икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» и иконы святых: Иоанна Предтечи, святителя Николая, пророка Ионы. В Александринском приделе список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, принадлежавший Великому Князю Михаилу Александровичу (передан в 1960-е годы семьей митрополита Митрофана).

 

 Так же в главном и боковых приделах сохранились двухъярусные бронзовые паникадила. В 1987 году живописные изображения событий из жития преподобного Серафима на наружном западном фасаде храма были заменены мозаичными. В начале

 девяностых к северу от храма построено кирпичное одноэтажное здания причта, где расположены трапезные и воскресная школа. В двухтысячном году на пожертвования прихожан был осуществлен капитальный ремонт под руководством настоятеля протоиерея Василия Ермакова. 

В процессе были подведены новые фундаменты, заменены полы, сгнившие венцы, стропильная система, кровля, а так-же купола и кресты. Мозаики так же заменили новыми изображениями преподобного (две иконы в боковых кокошниках и образ «Явление Божией Матери со святыми преподобному Серафиму» в центральной части).

Протоиерей Александр Берташ 2004